11 декабря 2020 года
Профессиональная компетенция в примерах
Сегодня мы рассмотрим вопрос о важности профессиональных компетенций. Для начала, вспомним, что такое компетенция в целом
Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова (1935-1940 годы) определяет КОМПЕТЕНЦИЮ следующим образом: «КОМПЕТЕНЦИЯ, компетенции, мн. нет, ж. (латин. competentia) (книжн.). 1. Круг вопросов, явлений, в к-рых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Не будем говорить о том, что не входит в нашу компетенцию. Это вне сферы моей компетенции или вне моей компетенции...».

Учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей «Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом» (2013 год) приводит определение:
«КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ – интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыта, достаточных для осуществления профессиональной деятельности, связанной с принятием решений».
В реалиях рыночной экономики (сжатые сроки, большие объемы и т.п.) людям приходится решать широкий круг задач, зачастую выходящих за пределы компетенций. Безусловно, человек, не обладающий в полной мере необходимыми компетенциями (или не обладающий ими вовсе) не способен решать поставленные задачи и обеспечивать необходимый уровень качества работы.

Иногда «специалисты» пытаются решить поставленные задачи, обладая лишь поверхностным представлением о чем-либо. В качестве наглядных примеров из опыта ООО НИЦ «ГЕОТЕХСТРУКТУРА» можно привести следующее:

Пример 1.
В сборном железобетонном здании, выполненном в каркасной конструктивной системе, при реконструкции увеличилась нагрузка на конструкции покрытия. Потребовалось выполнить усиление сборных железобетонных подстропильных ферм.
В проекте усиления компании «N1» было предложено выполнить усиление элементов существующей сборной подстропильной железобетонной фермы путем устройства системы внешнего армирования с использованием углеродного волокна. Сама идея заслуживает внимания, если бы не одно НО! В проекте предлагалось выполнить устройства внешнего армирования с использованием углеродного волокна только по одной грани каждого элемента (из имеющихся четырех граней, см. рисунок 1). Если пренебречь жесткостью узлов и рассчитывать элементы как сжатые и растянутые, то данное усиление сразу же теряет смысл, так оставшиеся три грани не будут усилены. Кроме того, усиление сжатых элементов углеволокном теряет всякий смысл, так как углеволокно не воспринимает сжатие (в рамках данной задачи).
На вопрос «Откуда взято такое решение?», – специалист не задумываясь ответил: «Нам на презентации композитных материалов рассказывали, что усиление углеволокном самое лучшее...».
Пример 2.
В монолитном железобетонном здании, выполненном в перекрестно-стеновой конструктивной системе, в результате совместного влияния ослабления стены проемами и осадки фундамента, часть стены в виде балки-перемычки испытывала сложное напряженное состояние – внецентренное растяжение (полное растяжение сечения).
В проекте усиления компании «N2» было предложено выполнить усиление внецентренно растянутого элемента (при полностью растянутом сечении) путем устройства внешнего армирования с использованием углеродного волокна методом намотки по спирали (см. рисунок 2). Очевидно, что такой метод усиления не имеет никакого смысла, так как углеродное волокно, намотанное по спирали вокруг внецентренно растянутого элемента, не сможет «включиться» в работу и не будет воспринимать расчетные усилия.

Можно привести ещё много похожих примеров. Настоящая статья имеет исключительно ознакомительный характер и не преследует своей целью показать непрофессионализм некоторых компаний. Статья ориентирована на руководителей и технических специалистов, и мы лишь хотим призвать Вас, уважаемые коллеги, больше времени уделять обучению специалистов, чтобы исключить возможные опасные последствия ошибок инженерных решений.